Уржумская центральная библиотека

Е. И. Мошкина. Как раньше справляли свадьбы в деревне, и как готовились к свадьбе, и за каких женихов старались выдать замуж дочерей

 

…И раньше всякие были люди: и красивые, и некрасивые, но многие с этим не считались. Если у жениха ремесло какое: сапожник, валенщик, горшечник, самопрялочник, кузнец, тарантасы, телеги или возки делает, – вот уж за таких женихов и не спрашивали, отдавали.

Но и дочку, чтобы отдать замуж, надо было с малых лет ко всему приучить, а в первую очередь – за льном ухаживать. Приучить ко всей крестьянской работе: жать, косить, молотить, корову кормить, шить-мыть, баню топить, щи варить, ткать узорчатые скатерти и полотенца. Чтобы девушка была с профессией, а то замуж выйдет – просмеют неприученную.

К замужеству дочери приданое нужно. И хоть бедные мать и отец, все равно из кожи лезут, но приготовляют самое необходимое: чтобы шубка была суконная с лисьим воротником, и шаль большая, и шелковик для венца – самый лучший наряд на всю жизнь, в котором она после будет ездить по свадьбам, по торжествам.

Гость на гость – хозяину радость.

 

Ну вот, задумал отец с матерью женить сына, а невесты на примете нет. Начинают поспрашивать по соседям, по родне… Кто-то и нахвалит: вот, мол, есть там где-нибудь девка хорошая, работящая, да и родители хороши, и предки хороши. «Будь же сватуньей, вези нас к ней!»Потом готовят ей сундук, полог, войлок, одеяло, подушки, матрац, стан и пряху, самопрялку, постилу, мешки, косарь, льномялку и трепало, щетку, косу, веретено, чашку, ложку, вилку, нож. Все с собой заберет, иначе ей не жизнь, ее закорят.

Раньше всегда женились зимой, мясоедом, с рождества. «С Николы ворота полы», – говорили. Сватать ездили вечером, когда стемнеет. Сватунья, жених, отец и мать приедут не сразу к невесте, а у кого-нибудь остановятся и сначала пошлют к родителям невесты сватунью. Так и так, мол, если у вас дочка к отдаче, то разрешите прийти. Ну, те разрешили, и она ведет жениха, и мать, и отца.

Гребень да трепало, чтобы к сердцу припало.

 

Попили чаю, поблагодарили, и жених с родителями уходят во двор на переговоры: как быть дальше? Потом возвращаются, усаживаются и начинают говорить: у нас, мол, жених, у вас невеста, давайте будем свататься, как, мол, вы на это смотрите, понравился ли вам наш жених, сколько запроса возьмете?Мать невесты сразу ставит самовар, а отец занимает разговорами. Невеста же надевает самое хорошее платье, выходит и здоровается за руку сначала с женихом, а потом с родителями. Тем часом невестина мать стелет на стол скатерть самую лучшую самотканую, узорчатую восьмицеповую или двенадцатицеповую, приносит самовар, чашки. Невеста разливает чай, и в это время родители жениха смотрят на невесту, а невестины – на жениха. И невеста с женихом переглядываются усиленно, потому что решается судьба их. Если невеста понравилась, то жених пьет три стакана (чтобы получше рассмотреть).

Если невеста красавица, так отец ее не теряется – заломит подходяще; однако тут в запросе дело не стоит, раз и жениху, и родителям его невеста приглянулась. Выряжают подарки, назначают рукобитье, а потом, через неделю или две, сговор и, наконец, свадьба.

На рукобитье жених приезжает со своей семьей, а на сговор – и с родней. Невеста приглашает подружек и молодежь. Обе родни усаживаются за стол: мужчины – на одну сторону, женщины – на вторую. Жениха с невестой садят рядом; возле невесты сидит свекровь, а возле жениха – его отец.

Все мужчины оденутся в лучшее, что есть, и выпустят цепочки (часы, не знаю, есть или нет, а цепочка висит!)

Женщины в шелковиках, на руках перстеньки, на груди бусы, бисер, у всех и в ушах серьги, а на головах чехлушки все в бисере (теперь в музее они). Сидят, как одна, – блестят, красиво было смотреть!

Сначала пили чай, а к чаю обязательно конфеты, пряники, булочки, мед, варенье и т. д. Виночерпий все время подает вино. Кушанья сначала подавались жидкие: мясо, накрошенное с квасом, суп с мясом, суп с лапшой. Потом – холодец, пирожки мелкие с супом, мясо на тарелках, лапша молочная, каши сорта три и рыба жареная, и мясо жареное, а напоследок – сладкий пирог, кусочками нарезанный, в медовщину мачут.

У невесты гуляли, ничего лишнего не позволяя. Отобедают, и невестины подружки запевают гулевую песню, а парни приглашают девиц «гулять» под ручку – два шага вперед, два назад. В гулевых песнях непременно в конце упоминается поцелуй, и парни девок целуют. Потом девки начинают вторую песню, и тут уж сами приглашают парней «гулять»:

 

… вы пожалуйте, дружочек,
со мной спогуляти.
Рад бы, рад бы спогуляти,
Будешь ли любити?
Буду, буду я любити,
Буду уважати,
Буду уважати,
Три раза целовати.

 

Но вот дело идет уже к свадьбе. Те и другие вовсю готовятся. А в день свадьбы невеста не спала, так как последние часы у родного тятеньки, у родной мамоньки. Приходят соседушки и подружки, она плачет, причитает: «Чтобы тятенька мой съездил да отказался! Да подуй-ка ты, метелица, чтобы свадебка не приехала!»

Все уже готово. Столы накрыты. Девушки поют жалобные песни, сбежались соседи. И вот мчится свадьба на четырех парах. Лошади подобраны хорошие и наряжены: хвосты подкручены, в челках ленточки, сбруя наборная, колокольчики-бубенчики, все медяшки начищены, кисти на шлее голубые и розовые. Гости на подушках алых, а сзади коврики выпущены.

Девушка-подружка выбегает и берет из-под жениха горстку сена и бежит, кладет ее под стол, где будет сидеть жених с невестой. Невеста воет усиленно, девушки поют, ее заслонили, а она сидит, наклонившись, под большой шалью…

Первым вбегает в избу дружка (подбирается боевой, разбитной) и такие слова произносит: «Если есть у нашего князя и у княгини молодой тятенька и мамонька, так пусть они благословят их иконой!» Явились свахи-погонихи, тысяцкий с иконой. Икона перевязана полотенцем. Жених идет за невестой, а девушки ее не отдают без выкупа. Он дает им денег, сколько ему не жаль, на невесту надевают шубу суконную, и он ее уводит за стол. Она очень плачет. Гостей угощают, гости поют, дружка на месте не сидит. Девушки поют:

 

Сдали, сдали мы подруженьку,
Сдали, сдали мы голубушку.
Ты, Иванушко Иванович,
ты учи ее по-своему,
не давай ее в обидушку
да не свекру, не свекровушке,
да не диврю, не золовушке!

 

Отобедали гости, отодвигают столы, невеста плачет – последние минуты у родимой маменьки! Отец и мать невесты берут икону, жених с невестой кланяются им в ноги три раза, а невеста плачет горькими слезами, целует отца и мать, ловится им за шеи. Ее оттаскивают, водой отпаивают… Жених выводит ее на двор… А ей наказано: через порог старайся первая перешагнуть, мол, первая будешь хозяйка над мужем!

Садит жених невесту в повозку, а сам садится в другую, в переднюю. И вот помчалась свадьба к венцу! Невеста должна дорогой выбросить платок сырой, заплаканный – примета есть: дескать, все горе выбросишь.

… В церкви у жениха и невесты свечи в руках горят и опять примета: чья свеча больше сгорела, тот и раньше помрет. После венца невесту и жениха садят рядом и едут к жениху. Там уже ждут, и все готово. Жених и невеста садятся за стол, не раздеваясь, она под большой шалью, лицо почти не показывает…

Потом приезжают невестины родители и привозят сундук с одеждой. Несколько человек вытаскивают сундук и кричат: «Тяжело, наверно, камни в сундуке!» Им подадут вина, и сразу станет легко. Тогда свахи уводят невесту, расплетут ее косу, сделают ей две косы и наденут чехлушку с бисером.

У жениха пируют уж более развязно. Невеста дарит полотенцами вышитыми и ту, и другую родню. Обносит всех орехами, а жених – семечками. «Орехи, – все кричат, – горькие!» И когда пивом обносят, тоже кричат: «Горько!»

Вечер отпируют, поведут невесту и жениха спать в клеть нетоплёную, а невесте наказано: первая обними мужа – большая над ним будешь! Приходит утро после ночи… И тут уж невесте бледнеть да краснеть! Корчаги бьют, всякую чушь городят, а мать жениха печет блины…

На второй день после обеда все разъедутся, разойдутся и оставят молодушеньку в новом для нее доме. Первый год она живет, все к ней присматриваются: как она прядет, да как ткет, да как жнет-молотит, а потом уж и она сама к другим присматривается…

Ну, вот и свадьбе конец!
Гостям пива ковш
А там живи, как хошь!

 

Фотографии из фонда Уржумского краеведческого музея
им. Н. Н. Арбузовой

Материал был опубликован в(о) Вторник, Июль 17th, 2018

 
Яндекс.Метрика /body>