Уржумская центральная библиотека

А. Ф. Петрушин. История изучения марийской религии

 

Религия марийского народа с древних времён интересовала не только путешественников, краеведов и исследователей? но и миссионеров и других деятелей православной церкви. Первые сведения о верованиях марийцев появились в описании путешествия Адама Олеария, в котором отмечались характерные черты языческих культов марийцев – почитавшие святилищ, солнца, огня, воды, луны «бессмертного бога»

Ученые путешественники XVIII века Г. Ф. Миллер, И. Г. Георги, Н. П. Рычков в своих работах обратили внимание на марийские священные рощи и обряды жертвоприношений. И. Г. Георги и Г. Ф. Миллер указывают на характерные особенности обряда жертвоприношений. Сочинения И. Г. Георги отмечаются полнотой описания священной рощи Керемет. Н. Рычков в своей работе попытался сопоставить верования марийского народа с религией скифов, описал функции марийских богов, обряды жертвоприношений, похоронные обряды, дохристианские праздники.

Обширный материал о чувашах и марийцах содержатся в работах А. Фукс.

Во второй половине XIX века Русское географическое общество, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, а так же миссионеры начинают активно изучать верования марийцев.

Чрезвычайно интересными являются работы А. Филимонова и С. Нурминского. А. Филимонов описывает дохристианские обычаи марийцев: почитание солнца, представления о божествах солнца луны, звёзд, почитания огня, представления, связанные с загробным миром. С. Нурминский дал полную характеристику развития марийского язычества, описал различные культовые представления марийцев, проанализировал их возникновение. Работа С. Нурминского до настоящего времени не теряет своей актуальности, поскольку богата фактическими материалам, раскрывающим многие стороны марийской языческой религии.

Священник Г. Яковлев в 1887 году выпустил книгу о религиозных обрядах марийцев. Он часто участвовал в дохристианских праздниках и обрядах марийцев и владел языком, что дало ему возможность описать иерархию марийских божеств, объяснить их функции, записать читавшиеся во время жертвоприношения марийские молитвы. Он обогатил имевшиеся сведения о священных рощах и обратил внимание на строгую оформленностъ системы жречества. Он впервые дал характеристику календарным и семейно-родовым обрядам, впервые опубликовал молитвы на марийском языке.

Большой вклад в сбор и изучение материала по марийской религии был внесён членами общества финно-угроведения в Хельсинки и учеными ряда западных государств. В конце XIX – начале XX вв. Обществом финно-угроведения было организовано несколько научных экспедиций по сбору языковедческого, этнографического, регионоведческого и фольклорного материалов у марийцев, проживающих в разных губерниях России. В 40-х годах XIX в. большую экспедиционную работу провёл финский учёный-путешественник М. Кастрен, который на материале фольклора марийцев и других финно-угорских народов пришёл к выводу, что названия божеств Юмо одного корня и связаны с названием неба.

Финно-угорское Общество и финские учёные сыграли большую роль в зарождении и развитии марийской этнографической и исторической науки. В конце XIX – в начале XX вв. активным изучением марийской традиции стали заниматься и представители местной интеллигенции: П. Ерусланов, Т. С. Семёнов, Г. Мендияров, Г. Евсеев и Т. Ефремов. Ими собраны ценные фактические материалы о марийской религии.

До настоящего времени в Обществе родного языка Финляндии хранятся рукописные исследования Т. Евсеева. Он собрал богатейший фактический материал того периода: конкретно описал все языческие праздники: ритуал жертвоприношения, особенности народной медицины, религиозные обряды и обычаи, быт марийцев. Большая часть многотомного исследования Тимофеева Евсеева ищет публикации и научной оценки.

Большую роль в изучении марийцев сыграла монография марийского профессора Казанского университета И. Н. Смирнова «Черемисы. Историко-этнографический очерк» (1889 г.). Первым, кто занялся серьёзным изучением культа предков, был этнограф С. К. Кузнецов, выпустивший в 1884 году книгу «Загробные верования черемис». В 1905 г. в Москве вышла еще одна его книга «Культ умерших и загробные верования луговых черемис».

Во время первой мировой войны в Австро-Венгрии, Германии и в ряде других стран оказались пленные марийские солдаты. В научных кругах Запада появился интерес к военнопленным различных языковых групп. Учёным была представлена возможность записывать от пленных языковой и иной материал. Военнопленные марийской национальности, находившиеся в лагере около венгерского города Эстергон, перешли в распоряжение венгерского ученого Эдена Беке.

Исследователь задался целью изучить устно-поэтическое творчество, мифологию, религию и язык мари. От 29 пленных марийцев, уроженцев Казанской, Вятской, Уфимской, Пермской, Костромской губерний, Э. Беке удалось записать множество легенд, преданий, поверий, молитв, языческих обрядов, обычаев, заклинаний, сведения о быте. Этот материал публиковался в разных странах Запада. Опубликованные сказки, легенды, предания (всего 70), записанные от представителя деревни Петрушино Уржумского уезда Вятской губернии Даниила Лебедсва, свидетельствуют о том, что марийская деревня была богата талантливыми рассказчиками и сказочниками. В 60-х годах Э. Беке выпустил 4 тома своих записей. В этом году в городе Йошкар-Ола, Республики Мари Эл сказки Даниила Лебедева выйдут отдельной книгой.

Собирательская и публикаторская деятельность учёных явилась бесценным вкладом в Марийское религиоведение. На основе собранных данных русскими, марийскими, финскими, венгерскими и немецкими учёными в США (Нью-Йорк) в 1956 году на английском языке появился обобщающий труд Томаса Д. Шебеока и Франсиса Д. Ингельмана «Исследования вопросов о сверхъестественных силах у марийцев», в котором представлена попытка классификации мифологических образов марийцев и создания энциклопедии марийских язычески духов.

Консультантом по исследованию марийской религии работал башкирский мариец Иван Евский, который во время Великой Отечественной войны попал в плен и после пребывания в американской зоне остался в США.

Вопросам изучения верований мари посвящены работы фольклористов В. А. Акцорина, К. А. Четкарёва, А. Е. Китикова, С. С. Сабитова; археологов Г. А. Архипова, В. С. Патрушева; этнографов В. Л. Петрова, Т. Л. Момотовой; искусствоведа Г. И. Соловьёвой.

В своей книге «Традиционная культура народа мари» Г. Е. Шкалина подробно рассматривает древние представления мири о Вселенной и мире, о духе и душе. Особое место в книге занимают такие проблемы, как языческий пантеон богов, феномен шаманства, традиции народною целительства.

«Традиционная культура мари открывает в ритуале моления в священных рощах, ритуале праздников основу всей человеческой деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни. Ритуал является всеобщей мерой гармонии в отношении человека к самому себе, отношениях между людьми, включая соседей. Так, мариец, обращаясь к своим богам, просил у них благополучия и мирной жизни не только себе и сородичам, а еще и своим соседям, другим народам (татарам, русским и т. д.)» (1).

В своей книге учёный Н. С. Попов и жрец А. И. Таныгин «Основы традиционной марийской религии» (2003 г.) рассказывают о марийских богах и марийских молениях.

Таким образом, марийские религиозные верования изучаются уже более трехсот лет. За этот период накоплен большой богатый фактический материал, на основе которого были порождены различные идеи, гипотезы, предложения. Иностранные исследователи-путешественники XVII-XVIII веков марийскую религию считали дикой. Во взглядах некоторых можно видеть преобладание расизма, порожденного философией и религией католической церкви. Во взглядах других можно было заметить идеологию превосходства христианской религии над религией марийцев. Например, Адам Олеарий спрашивал марийцев, почему же поклоняются солнцу, луне, звездам, а не иконам, изображающих христианских святых. Те отвечают ему, что небесные светила дают жизнь, греют, а холодные деревянные иконы не могут дать жизни. Здесь мы видим столкновение двух различных философских и религиозных представлений о жизни. В трудах учёных XVII-XIX веков Марийская религия изучалась как целью просветительства, так и целью христианизации и русификации. Наиболее объективным с точки зрения науки был подход финских и венгерских исследователей. В своих исследованиях они искали в марийской религии общие родственные финно-угорские корни. Несмотря на репрессивные меры, марийское жречество тайно проводило моления в  священных рощах, стараясь сохранить свои самобытные религиозные представления, культы, обряды и обычаи. Верующее население, даже принявшие христианство, видя в языческой вере практицизм в жизни (отсутствие зла, наличие добра, полный отказ от употребления спиртного, табакокурения, разврата, воровства и т. д.) возвращались к традиционной религии.

«Марийцы назвались православными, но по-прежнему оставались язычниками. Жители одиночных марийских деревень, расположенных в местах пребывания русского населения, становились двоеверцами, сохраняя элементы христианской религиозности. Священники в прошлом фальсифицировали отчётные данные о количестве окрещённых марийцев. В Кугушерском районе Яранского уезда «Миссионерам удалось охристианить большую часть марийцев, исчезла пятница как день празднований, родной марийский язык и даже национальная одежда стала заменятся русскими. В борьбе с Пижанскими язычниками миссионеры особенно подчёркивали свои успехи в Кугушерском районе: «…дескать, приняли христианство, делаются русскими, а ведь не вымирают же»» (2).

В настоящее время происходит слияние нескольких региональных культур. Особенно ярко это проявляется среди субэтнических групп марийцев Татарской, Нижегородской Екатеринбургской, Кировской областей и несколько районов Марийской республики.

В республике Мари Эл возрождаются храмы, мечети, марийский религиозный центр. Всё это говорит о том, что в будущем в республике будут сосуществовать различные религиозные течения, опирающиеся на различные мифологические, религиозные, философские взгляды об окружающем мире. Среди этих течений особо выделятся языческо-православное слияние, характерное для части марийского населения. Это слияние имеет свои особенности. Перенимая от христианства некоторых богов и святых (Иисуса Христа, Божью Матерь, Николая Чудотворца и др.), храмы, иконы, соблюдая некоторые христианские ритуалы (посещение Церкви, крещение, освещение воды), марийцы не приняли христианские философские взгляды, мифологические представления. Они сократили свою мифологию, свои религиозные учения, философские представления о происхождении жизни на Земле.

Основа мироздания народа мари связана с Юмо. Это философское понятие. Это живительная сила, мощь, энергия. Все, что делается на земле – благодаря Юмо. По своему значению и смыслу Юмо очень близко к восточным философским категориям: «Дао» у китайцев, «трапа» у индусов и т.д. Вера в Бога у марийцев – это вера в окружающий мир или космос, включая человека. И все это единый организм и есть Бог. Бог – это природа, а человек – неразрывная ее часть. Нет природы – нет и человека. Нет человека вне Бога. Бог – это абсолютное добро. Он всегда помогает человеку, если не противопоставляет себя другой части бога (космоса, природы, мира).

Сейчас, в процессе глобализации почти все народы утеряли свои традиции, в первую очередь традиции языческой религии. Народ мари не только сохранил, но и активно приумножает её. А жители деревни Тюм-Тюм сохранили ещё и языческий праздник «Девятая пятница», женщины преклонного возраста до сих пор сохранили и носят свою традиционную марийскую национальную одежду.

А. Ф. Петрушин,
краевед, общественный деятель марийского народа,
д. Тюм-Тюм Уржумского района Кировской области

 


Примечания

  1. Шкамина Г. Е. Традиционная культура народа мири. – Йошкар-Ола: Марийское кн. издание, 2018.
  2. Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. – Йошкар-Ола, 2007.

Материал был опубликован в(о) Среда, Июль 11th, 2018

 
Яндекс.Метрика /body>