Уржумская центральная библиотека

Галина Леонидовна Сметанина. Возвращение к истокам

Воспитанники объединения "Родо" Уржумского ЦДОд

Воспитанники объединения «Родо» Уржумского ЦДОд

 

В МКОУ Центр дополнительного образования детей города Уржума Кировской области создано объединение «Родо» (от марийского слова «родня»). В основе его деятельности – изучение истории и культуры марийского народа. Работаем второй год. Открытие данного объединения стало возможным при непосредственной поддержке директора ЦДОД, заслуженного учителя РФ, почётного гражданина Уржумского района Нэлли Васильевны Крупиной. «Уважайте свою нацию, гордитесь ею. Марийский народ талантливый, трудолюбивый, богат своими традициями», – такой наказ дала она воспитанникам объединения «Родо» на первом занятии.

Многонациональный Уржумский район отличает глубокое уважение ко всем национальностям. Здесь проживают 7,5 тыс. мари – это самый высокий показатель в Кировской области. (По данным Всероссийской переписи 2010 года, из справочника «Марийский мир» за 2012 год.) Однако в последние годы снижается численность марийского населения в районе, заметно утрачивается язык, слабо проявляются культурные традиции, обычаи, исчезает уникальная марийская вышивка и др. Ни в одной из школ Уржумского района, даже с преобладанием марийского населения, не изучается марийский язык, хотя попытки были. В итоге получается: родился марийцем, а родной язык – русский. Зная творчество А. Пушкина, Л. Толстого, подвиги М. Кутузова, А. Суворова, марийские дети, к сожалению, ничего не знают о творчестве писа­телей С. Чавайна, М. Шкетана, П. Першута, не знают своих национальных героев – Чумбылата, Болтуша, Чоткара, Акпарса и др. Не знают даже, как на родном языке назвать отца, мать, бабушку. Интересуясь событиями в марийском мире, мы знаем, что в местах компактного проживания марийцев в Башкортостане, Татарстане, Нижегородской области в школах преподаётся марийский язык, изучается история и культура марийского народа. Дети там не только свободно владеют родным языком, но и участвуют в олимпиадах по марийскому языку и культуре на региональном уровне.

В сложившейся ситуации открытие объединения «Родо» является актуальным и своевременным. Сегодня я представляю опыт работы коллектива как инновационную идею, которой предстоит воплотиться в полноценный опыт с истечением нескольких лет.

Галина Леонидовна Сметанина

Сама я принадлежу к марийской национальности. Родилась в д. Собакино Уржумского района Кировской области. Люблю свою малую родину, свой народ и очень тревожусь, что марийцы утрачивают связь со своим национальным прошлым. А ведь пока живо старшее поколение, пока совсем не утрачены язык, песни, танцы, обычаи, мастерство изготовления марийского народного костюма, надо помочь молодёжи увидеть всё прекрасное, что впитала в себя национальная марийская культура. Мы решили поделиться своим пока небогатым опытом, так как воспитательный процесс в образовательных учреждениях без воспитания интереса к истории братских народов, толерантности, невозможен.

Дополнительная образовательная программа «История и культура марийского народа» – основа образовательного процесса объединения «Родо» ЦДОД. Программа призвана дать теоретические и практические знания в области истории марийского народа, его культуры. Она актуальна, так как направлена на формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, экологической культуры, патриотизма и гражданственности.

Программа создана на основе примерной общеобразовательной программы Л. Е. Майковой и Г. И. Соловьёвой (г. Йошкар-Ола). Я поддерживаю связь с Марийским институтом образования. Для внедрения в образовательный процесс ЦДОД данной программы предоставлен отдельный просторный кабинет, где создан марийский уголок, есть методическая литература, часть которой предоставлена Марийским институтом образования, имеются также материалы публицистики, народной литературы, работаем в кабинете компьютерных технологий.

Реализация программы «История и культура марийского народа» уже имеет некоторые положительные результаты. Удалось сформировать учебную группу из 15 воспитанников марийской и русской национальностей…

Большую роль в сплочении коллектива играют совместные посещения музеев, выставок, экскурсий, участие в воспитательных мероприятиях ЦДОД, поездка в Йошкар-Олу летом 2013 года. Большое место в развитии интереса к истории народа занимает информация – исторические вехи, его происхождение, расселение, принадлежность к финно-уграм, религия и мифология народа. Особенно нравятся детям познавательные уроки в игровой форме, когда надо выбрать правильный ответ из заданных вариантов, когда надо рассуждать логически, можно прибегать к помощи команды, использовать звонок другу или родственнику.

Ведущее место в дополнительной образовательной программе уделено теме «Марийское народное искусство». Марийский национальный костюм», украшения, вышивка, кустарные промыслы, национальная кухня. Мальчики с интересом работают с глиной, берестой, рисуют, а девочки шьют фартуки, салфетки, наряды для кукол, вышивают, делают украшения из бисера, монет.

Марийский календарь. Работа воспитанников объединения «РОДО»

Марийский календарь. Работа воспитанников объединения «РОДО»

 

На занятиях по марийской культуре воспитанники объединения знакомятся с народными музыкальными инструментами, песнями, танцами, любят подвижные марийские игры «Биляша», «Шергаш», «Бой петухов», внимательно слушают марийские легенды и сказки, учатся разгадывать марийские загадки, рассматривают иллюстрации картин марийских художников. Дети принимали участие в проведении национального праздника «Шорык йол» (овечья нога), в районном конкурсе «Сказочный герой земли Уржумской».

Учебный процесс был бы более эффективным, если бы дети знали родной марийский язык. Те часы, которые выделяются на изучение родного языка в объединении, недостаточны, тем более, если не принято говорить на родном языке в семье. А без знания родного языка трудно освоить культурные ценности своего и других народов.

Перспективой для дальнейшего углубления деятельности объединения «Родо» является привлечение педагогических коллективов района к проблеме изучения культуры братских народов, проживающих на территории Уржумского района. Конечно же, я говорю, прежде всего, о народе мари. Необходимо обучение марийскому языку в школах компактного проживания марийского населения хотя бы в начальном и среднем звене. Требуется поддержка со стороны руководства района и области и в моральном, и материальном плане. Но в первую очередь повышение уровня национального самосознания среди самого марийского населения, воспитание стремления к возрождению нашей самобытной культуры. Ведь в Уржумском районе была в своё время программа развития марийской национальной культуры.

На сегодняшний день надо отметить, что появилась практика приглашения в район национальных марийских ансамблей, совместное проведение творческих встреч уржумцев, желающих быть ближе к истории своего народа. Марийские творческие вечера сегодня – это возможность женщинам прийти на встречу в национальных костюмах, мужчинам – полюбоваться на этих смелых и влюбленных в свои национальные обычаи подруг, самим показать удаль в марийской национальной пляске.

Традиции народа мари должны жить и развиваться не только на территории Марий Эл, но и в наших населенных пунктах, таких как Уржум и др.

Нам об этом заботиться, воспитывать молодежь в духе верности своей нации и России.

Сметанина Галина Леонидовна,
педагог дополнительного образования
муниципального казенного образовательного учреждения
Центр дополнительного образования детей
г. Уржума Кировской области, г. Уржум

 

Источник

Этнокультурное образование на Вятке: сущность, содержание, проблемы совершенствования: материалы Всероссийской заочной науч.-практ. конф. 30 нояб. 2013 г. Вып. 1 / под ред. В. В. Утёмова – Киров: Вятский колледж культуры, 2013. – (Приложение 1. к метод. журналу «Культура и образование: от теории к практике). – С. 84-86.: фот.

 545 total views,  1 views today

Материал был опубликован в(о) Вторник, 26 июня, 2018

 
Яндекс.Метрика /body>